книга Ванджина и икона: искусство аборигенов Австралии и русская иконопись

Ванджина и икона: искусство аборигенов Австралии и русская иконопись

Владимир Кабо

скачать
Средневековая русская иконопись и искусство аборигенов Австралии - что может быть неожиданнее и парадоксальнее в таком сопоставлении Ведь они принадлежат к глубоко различным культурно-историческим и художественным мирам. И все же сопоставления и сближения здесь возможны и допустимы, но лишь при условии проникновения в сущность обоих явлений. И русская иконопись, и живопись аборигенов - последняя в значительной своей части - явления религиозного искусства, и чтобы понять их, необходимо акцентировать внимание не на различиях, - хотя различия очевидны, - но на том, что объединяет их как феномены религиозного творчества, воплощающие понятие священного. И в иконописи, и в сакральном искусстве аборигенов центральное место занимает человек в его религиозном измерении. Раскрывается эта тема по-разному. В иконописи - это идеальный образ человека, это человек как образ и подобие Бога, в искусстве аборигенов - как воплощение мифического первопредка в его мистической связи с Временем сновидений. Но и иконопись, и искусство аборигенов - лишь ступени на пути познания Бога. В сравнительном анализе искусства иконописи и традиционного искусства аборигенов Австралии я руководствуюсь идеей раскрытия Бога в истории. Композиция иконы, расположение действующих лиц, архитектурных форм следуют идейному замыслу иконы, ее концепции, но не иллюзии правдоподобия . Это - не реальное, земное пространство, но идеальное, умозрительное. Произведения сакрального искусства аборигенов